ТАТЬЯНА СОЛОВЬЁВА
ГОЛОСОВЫЕ ПРАКТИКИ, ЙОГА ГОЛОСА


Как помочь себе восстановиться после ковида...

...пневмонии и вообще после простудных заболеваний? Многие ответят сразу: заняться дыханием. Во время и после ковида медики рекомендуют дыхательные упражнения с задержками дыхания, с плавными вдохами и выдохами.

Есть еще более интересное предложение: Йога голоса! С помощью специально подобранных дыхательных, двигательных и звуковых упражнений есть реальная возможность не только сделать благозвучнее голос и устойчивее нервную систему , но и укрепить дыхательную систему.

Посмотрим на физиологический механизм. В обычной жизни многие из нас склонны к поверхностному дыханию, при котором работает только часть легких, в то время как нам нужно задействовать нижние отделы, которые хуже вентилируются. В процессе практики Йоги голоса дыхание перестраивается так, что озвученный выдох становится длинным и плавным, дыхание в целом замедляется и углубляется. Эти изменения происходят легко и естественно, потому что мы не просто выполняем механические действия, а используем свое внимание и эмоции, что многократно усиливает эффективность практики. В одном из постов я уже рассказывала об эффекте вибрационного транса, который довольно быстро, но мягко и качественно помогает нам менять свое состояние в сторону устойчивости и равновесия.

Чувствуете, что мы выходим на результат совсем другого масштаба? Ведь это – шаг к повышению уровня доверия окружающему миру! Только так возможно не поддаться происходящему вокруг абсурду. Помните, что сильные эмоции заразны! Паника и страх за свою жизнь, проникая в наше сердце, делают нас более уязвимыми, в том числе и к инфекции, ослабляя иммунитет. Открытость и эмоциональная устойчивость дают организму возможность работать в оптимальном режиме.

Вернуться на главную страницу

Про вибрационный транс

Уже два года как работает наша группа Йоги голоса. Жизнь течет, у каждого свои дела, поэтому бывает, кто-то приходит в радостном предвкушении приятной работы, а кто-то в раздражении, печали, бессилии. И я давно заметила, что в каком бы состоянии ни приходили люди на занятие, по окончании все они чувствуют себя более счастливыми и спокойными. Я как ведущая – точно такой же человек, точно так же прохожу через разные эмоции, и много раз на себе испытывала это маленькое чудо: как бы тебе ни было плохо, после занятия тебе гораздо лучше! Голос – поистине великий целитель, который всегда с нами и точно знает, что каждому из нас нужно в данный момент.

Как же так получается, что после более-менее длительного звучания мы становимся более гармоничными, по крайней мере на какое-то время?..

Давайте на время оставим в стороне эзотерические объяснения, которые, без сомнения, на многое проливают свет, но не всем интересны. Обратимся к физике.

Звук – это вибрация. В этом легко убедиться, приложив руку к голове или груди во время звучания. Под рукой почувствуется легкое дрожание – вибрация. Свободное, незажатое тело пропускает вибрацию во все уголки, буквально до кончиков пальцев. Вибрация передается по костям и начинает очень деликатно массировать прилежащие мягкие ткани. В результате расслабляются мышечные зажимы, их как будто «растряхивает»! А, как известно, свободные мышцы и ощущение спокойствия – две стороны одного процесса, и работает он в обоих направлениях: расслабились мышцы – стало спокойнее. И наоборот, больше спокойствия – свободнее тело. Очевидно, с помощью голоса мы пользуемся дверцей с табличкой «Через тело» :) Физическое расслабление становится еще глубже и наступает быстрее, когда во время звучания мы намеренно погружаем внимание в эти вибрационные ощущения в разных частях тела. Внимание усиливает и питает процесс, это аксиома.

Звукотерапевты называют этот эффект вибрационным трансом. Целебно, приятно, и без всяких гипнотизеров!

Вернуться на главную страницу

Про усталость голоса

Я давно занимаюсь своим (и не только своим) голосом, знаю много штучек и фишечек, полезных техник и способов зазвучать хорошо. Но когда начала работать в школе, вдруг совершенно неожиданно для себя столкнулась с проблемой усталости голоса. Причем довольно специфически: в одной группе усталость есть, во второй – нет, независимо от того, которая группа идет первой в расписании (так можно было бы списать на фактор времени, но не получится). Стала анализировать.
– уровень шума – примерно одинаковый. То есть физически нагрузка на голос должна приходиться одна и та же;
– кабинет – один и тот же, значит, акустика и величина помещения не в счет (не самый большой кабинет, кстати);
– вещи, которые я говорю – одни и те же;
– не ору на детей на рабочем месте ни тут, ни там ;
– время суток, питание, температура воздуха (влияет, кстати))), и т.д., и т.п. – ну все одно и то же!

Потом сложилась картинка.

В группе, где устает голос, несколько мелких шустрых мальчишек (во второй же – весьма зрелого и оформившегося вида девушки, шестой класс обе группы, визуально разбежка огромная). Задания делают, но много отвлекаются, лезут в телефоны, озабочены чем-то еще. В итоге у меня появляется общее ощущение, что меня не слышат. Едва уловимое ощущение изолированности. Это при том, что откровенных «забойщиков на учебу» в моих группах нет, хоть в какой-то степени разобраться с материалом хотят все! Естественное следствие – тело выдает напряжение. Хорошо известно, что зажатое (даже в отдельных местах), напряженное тело гораздо хуже проводит звук, не усиливает голос, а скорее гасит звучание. Попробуйте поднять/зажать плечи и сказать-пропеть что-нибудь так же благозвучно, как при расслабленных плечах. Не получается? Голос становится некрасивым и плоским?

Итак, вывод: на одинаковый звук в одной из групп просто затрачивается более значительное усилие.

Далее, глядя на разные ситуации своей жизни через призму свободы-напряженности голосового аппарата, я утвердилась в этой догадке, обнаружив, например, ту же картину в разговоре с собственным ребенком, когда мне было очевидно, что он «изнутри уши затыкает». Примеров для иллюстрации можно найти массу, суть понятна: регулярное выполнение технических упражнений для голоса делает его красивым и сильным, но как только тело зажимается от психологического дискомфорта, мы начинаем уставать от процесса говорения.

Как я вышла из ситуации? «Забрала» у детей часть своего внимания с мыслью «не услышите – ну и фиг с вами, небо не рухнет», и перевела эту часть внимания в свое тело. В то, как дышит мой живот, как распространяются по телу вибрации от звука, какой у меня красивый тембр.

Помогло!

Вернуться на главную страницу

Про внимание

Внимание – универсальный инструмент, одинаково применимый и важный абсолютно в любой деятельности. Это легко и понятно, когда мы говорим о какой-то работе: например, невнимательный рабочий, работая на станке, может испортить как материал, так и свои собственные руки.

Но вот, выполняя голосовые практики, нам часто нужно сосредоточить внимание в какой-то части тела, переместить его, сосредоточиться на каком-то образе. Как работает такая концентрация внимания на участке тела, да и в целом, так ли велика связь внимания и тела? Или все эти «мысленные фокусы» на самом деле не имеют к материи никакого отношения?

Что ж, сосредоточим внимание на простом и понятном. Закройте, пожалуйста, глаза и изо всех сил представьте, что вы разрезаете желтенький лимон так, что из него брызжет сок, кладете кусок себе в рот и начинаете жевать. Без сахара. И еще жевать.

Даже если вы не закрыли глаза, чтобы это себе представить – не беда (я знаю, многие читают именно так, хотя для полного понимания стоило бы фокус проделать в полном объеме). Все равно вы чувствуете изменения во рту. Слюна есть? Обычно есть. А лимон? Лимона в реальности нет, он только в голове, а вот слюна выделяется при этом образе вполне материальная!

Еще один эксперимент. Поставьте перед собой палец (любой) и начните на него смотреть. Прислушайтесь, какие в нем ощущения, как он соприкасается с воздухом, попробуйте почувствовать в нем ритм вашего пульса. Попробуйте почувствовать к этому пальцу любовь и нежность (ну а почему нет? Это же ваш родной палец, в конце концов!) вскоре вы обнаружите, что по ощущениям этот палец очень сильно отличается от всего остального тела – возможно, там тепло, покалывание, пульсация, расширение. Это значит, что в этом месте активизируется кровоток, начинают более активно работать капилляры. Усиливается циркуляция – меньше застоя, таким образом тело может себя оздоравливать.

Теперь тому же пальцу скажите какую-нибудь гадость. Ой, например, какой же ты некрасивый, страшненький! Если получится достаточно искренне – отследите ощущения в пальце. Это тоже было внимание, но другого качества.

На немного другом языке, где внимание, там энергия, то есть там в принципе что-то начинает происходить.

Когда мы звучим и направляем внимание в какую-то часть тела, там активизируется циркуляция (и жидкостей, и энергии), уходит напряжение. Звук как физически ощутимая вибрация помогает нам внимание удерживать, делает его более устойчивым. Тем самым усиливая процесс.

Вернуться на главную страницу

Мастер-класс в Бобруйске

22 августа 2021 г. в тайм-клубе «1387» прошёл ознакомительный практический мастер-класс по Йоге голоса.

  

  

  

  

  

  

Вернуться на главную страницу

 

Отзывы



Больше отзывов здесь

 



инструктор Йоги голоса

• специалист в области раскрытия голоса
– инструктор в системе «Йога голоса»
– ведущая регулярных «живых» и онлайн групп по голосовым практикам

• высшее образование по специальности «психология», а также:
– прошла обучение по программе «Интегративная голосовая терапия в практике психологического консультирования»
– прошла обучение по программе «Возрождение природного голоса»
– прошла обучение в Школе развития голоса «Радость звучать!»

• музыкант, композитор, вокалист с большой сценической практикой

 

Татьяна Соловьёва


+375 296 913 157
(A1 + Viber + Telegram)

t.soloviova@gmail.com

Песни Татьяны и проекта «Папараць»здесь



ИП Соловьёва Татьяна Владимировна
УНП 591917016